RSS канал
Воскресенье, 11.12.2016, 07:09
Главная » 2015 » Декабрь » 17 » Школьные учителя создают уникальную карту исчезнувших деревень РТ
11:42
Школьные учителя создают уникальную карту исчезнувших деревень РТ
В Татарстане огромное количество деревень, которые зарождались благодаря наличию чистой воды, леса, укрытия, годной к обработке земле, пастбища, реки, но… как и почему умирает деревня, исчезает с карты, ответа никто не сможет дать. 

А ведь каждое село, каждая деревня имеет свою судьбу. Многие деревни заросли лесом и бурьяном, а также есть поселения, которые совсем ушли под воду. Почему пропала та или другая деревня, остается под вопросом. Работать над этой проблемой и попробовать воссоздать карты погибших деревень решили учителя из Актанышского и Азнакаевского районов Ильназ Шарипов и Фарит Галимов. Данный проект «Исчезнувшие деревни Республики Татарстан» завоевал поощрительный грант правительства РТ и получил поддержку земляков, в том числе и живущих за пределами региона. 

Корреспондент «Русской планеты» встретился с основателями проекта. 

– Исчезающие деревни — это глобальный и, увы, неизбежный процесс, сегодня до 70% жителей городов — выходцы из деревень, и число их растет год от года. Стоит ли сожалеть о покинутых родовых гнездах, ведь город предоставляет больше возможностей для образования, профессионального роста, карьеры? 

Ильназ Шарипов: Родовые корни многих современных горожан действительно в деревне, они питают их. А если корни подрублены, погибли, как человеку жить? Становой корень — это память, нельзя, чтобы исчезал с лица земли родительский дом, кладбище, где покоятся предки. К тому же глобальная урбанизация уже не актуальна. Например, из Актаныша сейчас практически не уезжает молодежь. Наоборот, к нам на работу приехало много молодых специалистов после учебы в институтах. С ними мы создали инициативную группу. Объездили окрестные деревни и сельские кладбища или скорее то, что от них осталось. Устраивали субботники вместе со школьниками, вычищали старый мусор, особенно на кладбищах. 

В таких глухих и заброшенных местах чувство такое, что это твой родной дом погиб, зарос крапивой и упал в овраг вместе с фундаментом. Могильные камни на кладбищах все повалены, со старинными надписями на арабском языке. Чьи это покоятся прабабушки и прадедушки? Все потерялось во времени, это несправедливо. 

Так случилось, что у нас в Татарстане, пока нет ни одного информационного ресурса со сведениями об исчезнувших селах. Уходили на фронт мужчины, иногда целыми деревнями. Теперь этих деревень нет, где поставить памятник бойцам? Для нас стало открытием, что, судя по картам, деревни существуют, а на самом деле там пустота, одни развалины. Таковых в нашем сравнительно небольшом районе набралось более 60. 

– Юго-восток республики, в частности Азнакаевский район, еще больше был вовлечен в этот процесс? 

Фарит Галимов: Да, и это было связано с приходом эпохи большой татарской нефти, сельчане целыми семьями снимались с мест, уезжали на промыслы, потом наступила эра строительства КамАЗа, автогигант тоже собрал свою людскую дань с села. В общем, в нашем районе остались пустовать 73 большие и малые деревни. 

У нас проект начался с моих личных поисков родственников из деревни Агерзе. Мои прадедушки, бабушки, тетушки — всего 15 человек сгинули в сталинских лагерях и ссылках. Я поднимал архивы, данные о численности населения, изучал карты района, восстанавливал имена репрессированных и увидел, как много больших и малых деревень исчезло. Мои родные мечтали найти последний приют на кладбище в родной деревне (по мусульманским обычаям, человек должен быть захоронен там, где родился), но останки их рассеяны по Уралу и Сибири в общих лагерных могилах. Поэтому я сам себя завещал похоронить (когда-нибудь ведь я тоже умру) именно в деревне Агерзе, чтобы как бы дать возможность своим близким вернуться в родную землю. 

– Кто участвует в этом движении, кто помогает? 

Ф.Г.: Это члены клуба любителей истории Азнакаевского района, работники архивов, библиотек, школьники, никогда не отказывают в помощи районные власти, главы поселений, проект стал поистине народным делом.
 
Но самые главные участники — это простые люди, особенно ветераны, они с большим желанием, буквально со слезами на глазах приносят нам свои воспоминания о прошлых временах, когда жизнь кипела в деревнях и поселках. Мы эти данные старательно систематизируем для будущей Книги памяти, такую мы задумали издать, в ней должны быть воссозданы старые районные карты, сохранившиеся фото, рассказы жителей. 

И.Ш.: Как только мы запустили свой сайт avyllarrt.com, где есть раздел для рассказов о бывших деревнях, люди стали активно писать нам не только из России, но из-за рубежа. Они сообщают, сколько в деревне было домов, кто в них жил, как работал и почему погибла деревня. Вот что пишет бывший житель некогда многолюдного села Большая Атня Рустем Насыбулин: «У нас был хороший деревянный дом, построенный дедушкой, в деревне был клуб, молочная ферма, конюшня, магазин, аптека, пруд, родник. Мы праздновали яркие Сабантуи, играли свадьбы, было много молодежи. Сегодня на месте родной деревни — только чистое поле и разрушенное кладбище. Это вечная боль наших сердец!» 

А вот свидетельства Амины Шагеевой, уроженки старинного села в 200 дворов Агайбаш, известного еще со времен Казанского ханства: «Земля у нас была такая плодородная, река рыбная, в лесах не переводилась дичь, ягоды и грибы, что даже в голодные 30-е годы наши семьи не голодали. Народ у нас был непьющий, работящий, детей учили в школе на месте мечети, был свой клуб, несколько ферм. А в 50-е годы из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС решено было затопить наш Агайбаш, он остался на дне. Я до сих пор вижу во сне свой родной дом». 

Проводя свои исследования, мы с удивлением узнали, что известная татарская драматическая актриса Фирдаус Хайруллина была родом именно из этого старинного затопленного села Агайбаш. Бывшие его жители до сих пор приезжают на берег водохранилища, недавно в память о своей деревне они установили на берегу памятный знак в виде полумесяца. Все эти бесценные документы постепенно становятся будущей Книгой памяти погибших деревень. 

Ф.Г.: Простые люди несут нам и присылают старые фотографии, письма, фронтовые треугольники, книги, разные вещи. Осколки жизни, которую мы все потеряли. 

– В какой мере в этом проекте участвуют школьники? 

Ф.Г.: Ребятам, особенно младших классов, еще сложно поручать серьезную работу, ведь часто это связано с серьезными документами, архивными поисками. А вот в полевых экспедициях дети чувствуют себя прекрасно. Надо видеть их лица, когда они узнают, что вот в этой сгнившей избушке когда-то жили их прадедушки и прабабушки. Когда на ее месте они обнаруживают что-то из бывшей домовой утвари или сельских инструментов. Как они заботливо отчищают их от грязи, фотографируют и несут в сельские музеи. 

Родители рассказывают, что дети стали больше интересоваться историями своих семей, старыми фотографиями. Вот что пишет в своем сочинении шестиклассник Руслан Гайнаншин: «На старой карте нашего района мы увидели деревню с красивым и необычным названием Роза. Такой деревни давно уже нет. Мы поговорили со старыми людьми, и они вспомнили, что, когда первые крестьяне заселяли эту землю, они были поражены: сколько вокруг разных цветов. А вот розочки не было ни одной. Поэтому так и назвали свою деревню — Роза». 

Мы разработали специальную методику поисковой деятельности. У нас создана детская группа исторического поиска, ребята учатся навыкам поиска информации в архивах, на месте раскопок, учатся опрашивать жителей деревень. Осенью мы выезжали на очистку кладбищ, посетили заброшенную деревню и ее последнюю жительницу. 

Под эгидой проекта создаем музей-мастерскую «Алтын-кул — золотые руки». Это будет старый деревенский дом образца середины прошлого века, внутри все будет сделано ремесленниками: кровати, шкафы, вышивки, весь нехитрый крестьянский быт. Рядом планируем разместить мастерские для гончаров, кузнецов, кожевенников, ткачей. Чтобы приезжали гости в такую возрожденную деревню, могли учиться ковать, строгать, ткать, а дети — лепить и рисовать лошадей, фазанов и коз. Вот и вспомнит сама себя погибшая деревня. 

Сейчас еще разрабатываем эскизы памятных знаков, обязательно установим их на месте каждого из исчезнувших населенных пунктов.

И.Ш.: На средства гранта мы купили хорошую фото- и видеоаппаратуру, планируем снять документальный фильм о наших исчезнувших деревнях. Они не должны быть забыты, ведь большая Родина всегда начинается с малой, даже если от нее на карте осталось только название.
По информации: Русская планета
Категория: Лента новостей | Просмотров: 1657 | Добавил: RDJ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие новости:
Бугульма © 2008-2016 Хостинг от uCoz. Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru